Главная » Охота » Трофейный карамультук

Трофейный карамультук

Причем особенную радость доставляют посиделки в хорошей компании, когда начинаются рассказы об одной пуле на двух и даже трех кабанов, о выходе на медведя с рогатиной или о попытках пристукнуть зайца прикладом ружья, когда кончились патроны. Со временем в охотничьей жизни все большее удовольствие приносит подготовка и завершение охоты, а не ее результат.

Фото автора.

Фото автора.

Как правило, персонажи подобных компаний одни и те же и очень точно отражены на картине Василия Перова «Охотники на привале».

Основные типажи — бывалый, заливала, скептик-всезнайка, старый егерь (на картине отсутствует) и благодарные слушатели.

Однажды, отмечая очередной выход в компании старых приятелей, хозяин застолья, сделавший удачный выстрел, заявил:

— и вытащил из сейфа старинное оружие. — В следующий раз пойду с этим!

— восхитился один из гостей. — Вот так карамультук!

— обиженно воскликнул хозяин. — Какой карамультук?! — Это же украшенное оружие!

Дословный перевод с тюркского — черное ружье, но в некоторых диалектах слово означает фитильное ружье. На некоторое время предмет был забыт, и завязалась жаркая дискуссия об этимологии слова «карамультук».

Википедия выдает версию, на которую и ссылался владелец: «Карамультук — это примитивное, недорогое, неукрашенное оружие».

Но хранящиеся в музеях образцы восточного оружия часто имеют приклады черного цвета независимо от степени оформления и системы зажигания. Надо признать, в обиходе словом «карамультук» обычно пренебрежительно называют простое и потрепанное оружие.

Черный цвет в исламе самый неоднозначный. На мой взгляд, надо принимать во внимание цветовую символику ислама и отношение к оружию на заре его появления как к дьявольскому изобретению.

С другой стороны, священный камень Кааба черный, да и пророк часто носил одежду черного цвета. С одной стороны, это цвет грязи, греха и смерти — не зря неблаговидные дела называют черными.

Фото автора. Форма и количество нарезов ствола характерны для данного исторического периода.

Розетка представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей. Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот.

Поэтому мне кажется, что черный цвет символизирует двойственность оружия: с одной стороны оно несет смерть, с другой — дает защиту, что, кстати, согласуется и с христианским взглядом на оружие.

Правда, отвлекаясь от темы, замечу: в современном обществе взгляд на оружие становится все более однобоким и отрицательным.

На вид это классический европейский штуцер. Но загадки оружия на этом не кончаются. Форма характерна для XVII — XVIII веков.

Общая длина 1000 мм; тяжелый нарезной восьмигранный ствол длиной 640 мм, калибр 13,6 мм по полям нарезов, по нарезам 15 мм, самих нарезов 7 штук; на прикладе находится традиционный пенал для принадлежностей; с правой стороны на «кавалерийский манер» расположены антабки.

Всех поразил легкий спуск и сноп искр, который выдавал старинный механизм, как и спусковой крючок, заканчивающийся завитком. Замок кремневый, батарейного типа, когда-то богато украшенный, ныне потерявший свой внешний лоск, но сохранивший работоспособность механизма.

Ствол к цевью крепится шпильками, для чего на стволе снизу припаяны петли. Ложе штуцера имеет длинное цевье, которому до дульного среза не хватает 2 см, на конце оно укреплено металлическим наконечником.

Если следовать сухим цифрам (размеры, форма, манера исполнения), то можно найти не менее сотни подобных штуцеров в различных музеях, где их европейский провенанс (происхождение) подтвержден многократно.

Сравнительный анализ позволяет датировать предмет предположительно XVIII веком. Внешне штуцер декорирован растительным орнаментом, напоминающим исламский орнамент ислими и выполненным из светлого листового металла (возможно, из серебра.) Никаких клейм, надписей обнаружить не удалось.

Фото автора. Конструкция кремневого батарейного замка оставалась неизменной более 200 лет.

В подтверждение этой версии владелец показал каталог авторитетного аукциона в Германии, где выставлялся штуцер с колесцовым замком, датированный 1600 годом. Но отдельные части, а именно ствол, допускают и более ранее изготовление.

Судя по фотографиям и описанию, стволы штуцеров нашего приятеля и аукционного совершенно идентичны: длина, калибр, целик необычной формы и внешний вид — все одинаково.

Мы предполагали, что подобная конструкция возникла не раньше середины XIX века, но уважаемый эксперт датировал ее на два века раньше, хотя перекидные целики были известны с XVII века. Целик показался всем весьма необычным.

Боковые антабки указывали на карабин. Кстати, параллельно возник спор, что́ у нашего приятеля — штуцер или карабин? Но достаточно ли наличие подобного признака для столь однозначной трактовки?

Так, первоначально предполагалось, что штуцер-карабин был захвачен во время многочисленных стычек турецких войск с европейскими. Дальнейшее сравнение столь схожих предметов разрешало все больше и больше загадок.

И, естественно, возникла мысль: а может, это был заказ турецкого вельможи какому-нибудь западному оружейнику, и тот изобразил заказчика? Но, изучив фотографии аукционного штуцера, мы вдруг обнаружили на прикладе медальон с изображением мужчины в турецкой одежде.

Вряд ли такой заказ был бы выполнен. Но как тогда быть с исламским запретом изображать людей?

И если австрийская империя изнывала под непрерывными ударами турецких войск, то Франция или Венецианская республика дружили с турками (впрочем, до поры до времени). Несмотря на длительное противостояние двух цивилизаций, торговые отношения между ними не только существовали, но и расцветали.

И обычай изображать на ружье его предназначение до сих пор сохранен. И все-таки версия с захватом трофея турками более правдоподобна. Далее дискуссия плавно перетекла на обсуждение вопроса, для кого и для чего мог предназначаться этот штуцер. Правда, сейчас это, как правило, птицы и животные.

Богатая отделка, нарезной ствол позволяют отнести оружие если не к высшему, то к достаточно высокому классу. По общему мнению, штуцер предназначался для охоты и принадлежал человеку небедному. Оно вполне могло украшать арсенал какого-либо высокопоставленного вельможи.

Фото автора. В приклад встроен пенал для хранения необходимых принадлежностей по чистке и уходу за оружием.

Охота в Османской империи была одним из обязательных предметов в подготовке претендентов на султанский трон, поскольку считалось, что так можно воспитать качества, которые пригодятся на войне (тут же, конечно, вспомнили знаменитых снайперов Второй мировой войны, которые в мирной жизни тоже были охотниками).

Ну а если султан любил охоту, то и визирям увлекаться ею сам Аллах велел.

Согласно придворным хроникам, султан Ахмед I в ходе одной охоты добыл 18 оленей, 150 зайцев, 40 лис и несколько волков; итогом другой охоты были 12 оленей, 127 зайцев, 33 лисы и один волк. На кого же охотились турецкие подданные?

До определенного момента на охоте предпочтение отдавалось луку, но появление колесцового замка позволило и всаднику на лошади успешно пользоваться огнестрельным оружием.

Особенно горячо эту версию отстаивал один из наших приятелей, проведший детство в Стамбуле в семье работника посольства. За всеми этими размышлениями все почему-то решили, что оружие имеет восточное происхождение. Собственно, и говорил только он, а мы зачарованно слушали.

Сопоставив всю информацию, выданную владельцем предмета, он погрузил нас в атмосферу Османской империи в период наивысшего расцвета — в эпоху великих завоеваний, дворцовых интриг и переворотов, узаконенного братоубийства и управления государства кухарками, а точнее, наложницами из султанского гарема.

Появление штуцера, проданного на аукционе (если довериться опыту аукционного эксперта), произошло в момент наиболее драматичного противостояния двух величайших империй того времени: Османской и Габсбургской.

И хотя после смерти Сулеймана Великолепного в 1566 году пост султана чаще всего занимали личности, в подметки не годящиеся своему предку, Европа продолжала трепетать под гнетом Османской империи. Турки с пугающей периодичностью осаждали Вену, и ей приходилось выплачивать дань.

И все это время турецкие войска совершали походы на Запад, и во время одного из них штуцер поменял хозяина. Пока очередной правитель увлекался пьянством (невероятное явление в исламском мире, вероятно, сказались славянские гены по материнской линии) или погрязал в коррупции и разврате, великие визири продолжали поддерживать миф о величии империи.

Фото автора.

Колесцовый замок, первоначально стоявший на штуцере, наряду с неоспоримыми преимуществами над фитильным и кремневым, который только становился популярным, обладал существенным недостатком.

Механизм замка мог починить работник с квалификацией часовых дел мастера. Это сложность изготовления и ремонт.

Возможно, это произошло в период с 1648 по 1687 год, когда трон занимал султан Мехмед IV по прозвищу «Охотник». Вероятней всего, колесцовый замок со временем вышел из строя и штуцер получил вторую жизнь с тем же стволом, но в ином обличии.

В первые годы своего правления он мог только наблюдать, как империей управляет сначала его бабушка Кесем Султан, а потом мать Турхан-Султан — последняя представительница женского султаната.

Он мог неделями пропадать в погоне за дичью. Юноше, вырвавшемуся на волю из золотой клетки дворца Топкапы, где ежеминутно венценосные наследники ожидали смерти, охота пришлась по вкусу. Охотничий азарт только разгорался, и со временем это стало проблемой для империи.

Мать султана Турхан была родом из России, а про самого султана Мехмеда мы уже давно знали. Этим персонажам наш рассказчик уделил немало внимания, поскольку они связаны с историей России.

Именно при Мехмеде IV Османская империя стала терять завоеванные раньше земли, а внутри нарастало недовольство жителей. Именно ему казаки писали письмо на знаменитой картине Репина.

Открыв глаза и обведя всех взглядом, он сказал: Краткий итог правлению Мехмеда IV неожиданно подвел старый егерь Юрий Иванович, который, казалось, кемарил в тепле под разговоры.

Вон даже Мехмедку до цугундера довели.  — А я вам всегда говорил: ребятки, рябки и окуньки — пустые деньки!

Нам оставалось только удивляться, как все связано в этом мире.

Поскольку данный штуцер был приобретен нашим приятелем в одной из стран Восточной Европы, то очевидно, что он опять стал трофеем и вернулся из плена.

Но, видимо, в этом одна из притягательных сторон старинного оружия: очень сложно дать однозначную трактовку, любая деталь готова возбудить фантазию и повернуть мысли в другую сторону. Конечно, рассказ нашего приятеля, подобный сказкам Шахерезады, был настолько правдив относительно истинной истории штуцера, как и сами сказки.

А уж если все происходит в компании старинных приятелей, то можно себе представить, во что превращается обычная охотничья посиделка.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё про охоту и рыбалку

Самооборона: нам не дают защищаться

Из всего гигантского набора информации об этом человеке, которая известна на сегодняшний день, моё внимание привлекли следующие факты. Имя Ленина, независимо от того, как к нему относишься, невозможно игнорировать, вспоминая историю России, особенно в двадцатом веке. фото: Fotolia.com В мемуарах ...

Финляндия хочет забор с Россией для защиты от АЧС

Планируется построить забор из стальной сетки вдоль границы, так как он может помочь создать преграду для диких кабанов, которые являются переносчиками АЧС фото: Кочеткова Дмитрия «Мы также изучим экологические последствия забора, как ограждение повлияет на другие виды», — сказала сотрудник Центра природных ...