Главная » Рыбалка » Тахометр точно знает всё про обороты лодочного мотора

Тахометр точно знает всё про обороты лодочного мотора

Содержание статьи

В отличие от двигателей автомобиля, которые производитель в большинстве случаев сразу оснащает тахометрами, с водномоторной техникой дела обстоят иначе.

Немного удивляет тот факт, что спидометры, польза которых на катере или лодке довольно сомнительна, водомоторники покупают и устанавливают охотно, а вот по поводу тахометров многие подолгу сомневаются: не напрасны ли такие траты?

Даже если со слухом всё в порядке, тахометр «слышит» намного точнее

Дескать, ладно, сотню оборотов не каждый «ловит» на слух, а вот «перекрут» услышит любой. Некоторые специалисты на специализированных форумах уверяют: даже неуч, которому медведь оттоптал все уши, способен отличить на слух разницу в оборотах работающего лодочного мотора. Рисковать «здоровьем» дорогостоящего родного движка или не полагаться на тонкость слуха — каждый, конечно, решает сам. Установив тахометры и проведя несколько замеров, многие критики переходят в противоположный лагерь, резюмируя: для невооруженного уха разница между 5500 и 6000 слабозаметна!

Установка тахометра

И какая же в нём польза?

Этот измерительный прибор устанавливает скорость вращения коленвала. Итак, в чём заключаются функции электрических тахометров для ПЛМ? Такие данные позволяют:

  • точно знать текущие обороты мотора и иметь возможность их регулировки;
  • определять возможные сбои в работе;
  • выбрать наилучший режим работы двигателя (экономичного в плане расхода топлива и эффективного в скорости);
  • предотвратить риски преждевременной поломки ПЛМ;
  • грамотно провести обкатку нового мотора;
  • сделать оптимальный выбор гребного винта.

Как не ошибиться при покупке, и о чём спрашивать консультантов

При выборе лодочного тахометра в магазине стоит знать: существуют модели, предназначенные только для одного типа двигателей; наряду с ними продают универсальные тахометры, «умеющие» работать с любыми ПЛМ, двух- и четырехтактными.

Многие приборы оснащены важной дополнительной функцией счётчика моточасов. Кроме количества оборотов отдельные модели могут также показывать температуру и давление масла. Это означает, что вы всегда будете знать, сколько проработал ваш лодочный мотор.

Есть варианты с электронным представлением данных, а есть аналоговые модели с циферблатом. Важно выбрать тахометр с таким экраном, на котором вы сможете увидеть всё в любую погоду. Аналоговые тахометры также практичнее в солнечный день, когда лучи и блики могут ухудшать видимость. Циферблат, как правило, привычнее человеческому глазу, так как, привыкнув к прибору, судоводитель может отслеживать показатели боковым зрением.

Монтаж и питание

Тахометр, установленный на румпель

Всё зависит от того, какую модель вы выбрали, врезную стационарную (удобно, когда на судне дистанционное рулевое управление) или портативный вариант (малые размеры, не нужно подключать АКБ, влагозащищенность) для румпельного управления. Устанавливают этот прибор на самом двигателе или на приборной панели, соединяют все провода на неработающем моторе. При отсутствии аккумуляторов провод соединяют с клеммами катушки. Если тахометр укомплектован собственной батареей, его кабелем подключают к жгуту свечных проводов. В инструкции к прибору подробно описан механизм его установки.

Сделай тахометр еще полезнее!

Ведь, замеряя количество оборотов и точно зная скорость движения, можно не только грамотно выбрать винт, но и вовремя заметить на ходу минимальные изменения, требующие вмешательства человека. Для получения максимума пользы от этого прибора стоит знать: связка «тахометр + спидометр» будет работать ещё лучше.

И вдруг показания тахометра не изменились, а стрелка спидометра поползла влево — явно что-то произошло, и надо выяснить, что именно. К примеру, лодка на определенном количестве оборотов развивает крейсерскую скорость в 30 узлов. Или мотор начал барахлить? Возможно, на гребной винт намоталось много подводной травы? Вовремя вмешавшись в ситуацию, можно решить проблему, пока последствия ещё не стали серьёзными.

Ведь наибольшая мощность требуется для перехода «на глисс», а дальнейшее поддержание режима не так энергозатратно. Кстати, дуэт тахометра со спидометром позволит и сэкономить топливо, так как, информируя капитана о показателях оборотов коленвала и скорости движения, «подсказывает», в какой момент при выходе в глиссирующий режим можно чуть сбросить газ.

В этом определении почти нет преувеличения: только с помощью данного устройства можно выбрать оптимальный режим работы двигателя, максимально точно подобрав гребной винт. Словом, не зря тахометр на лодке нередко называют «главным прибором». Учитывая стоимость двигателя — приобретение тахометра совсем не то, на чём имеет смысл экономить. Лодочному мотору несложно «укоротить» жизнь, если он постоянно в состоянии «перекрута» или «недокрута».

0




Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Это интересно

«Плывем на льдинке, в голове опилки» — на Сахалине опять спасают

В Сети появилось видео, снятое терпящими бедствие рыбаками. Люди в ожидании спасателей занимаются тем, что снимают видео и сочиняют куплеты. Один из рыбаков пропел в камеру: «А мы плывем на льдинке....» К месту происшествия выслали дежурную смену спасателей с моторной ...

Стоп-вобла: в Астраханской области ввели полный запрет на лов рыбы

Практически полный запрет на лов воблы и других видов рыбы введен по распоряжению ведомства. Воблу запрещено ловит в промышленных и любительских целях до 31 декабря 2024 года. В семи регионах области нельзя ловить плотву и сельдь-черноспинку. Решение стало закономерным продолжением ...